Идентификация или выявление опасностей, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников, – первый и основной этап процесса управления рисками. В чем разница между опасностью и риском.
Опасность – это потенциальный источник возникновения для ущерба жизни и здоровья работника. Такими источниками могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ, и т. п.
Риск – это сочетание вероятности события и его последствий. Термин «риск» обычно используют тогда, когда существует возможность негативных последствий.
Риск, который связан с конкретной опасностью, определяют как сочетание вероятности ущерба и тяжести ущерба.
Необходимо определить, какие опасности могут возникнуть при выполнении сотрудниками типовых и нетиповых работ. А также опасности, которые возникают вне рабочего места или во время аварий и способны негативно повлиять на здоровье и безопасность работников.
Если рабочее место работника стационарное – необходимо провести выявление опасностей на его рабочем месте. Если работники в течение дня передвигаются по территории и находятся в различных помещениях организации, опасности выявляются по всем рабочим зонам.
Чтобы выявить опасности, необходимо установить все источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников.
Документы и информация, которые можно использовать, чтобы выявить опасности:
1. НПА, локальные документы по охране труда и безопасности работ, которые относятся к определенному рабочему процессу.
Например, если нет инструкции по охране труда для какого-либо вида работ, то это риск «опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте инструкций, содержащих порядок безопасного выполнения работ, и информации об имеющихся опасностях, связанных с выполнением рабочих операций».
2. Результаты специальной оценки условий труда – позволяют определить вредные факторы, которые влияют на здоровье работника.
3. Техническая документация на оборудование и технологическая документация на процессы. В ней прописывают потенциальные риски при работе с оборудованием, кроме того, в документации прописано, как работает оборудование и проходят технологические процессы, – это позволяет самостоятельно определить дополнительные риски.
4. Информация о веществах и инструментах, которые участвуют в технологическом процессе – позволит определить риски, которые возникают при работе сотрудников с инструментами и веществами.
5. Сведения о происшедших авариях, инцидентах, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в организации и результаты их расследования. Позволят определить, при каких работах и производственных процессах в организации работники подвергаются наиболее сильным рискам.
6. Доступные сведения и статистические данные о несчастных случаях и производственном травматизме в похожих организациях. С помощью сведений можно узнать, во время каких работ сотрудники подвергаются потенциальным рискам, и уделить больше внимания безопасности выполнения этих работ. Данные можно узнать из докладов Ростехнадзора, которые ведомство публикует на своем официальном сайте, многие компании публикуют статистику несчастных случаев на своих интернет-сайтах.
7. Жалобы работников, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по улучшению условий труда. Некоторые риски сложно выявить при проверках и аудитах, их могут заметить только работники, которые сталкиваются с ними во время выполнения работ.
8. Предписания надзорных органов в области охраны труда и промышленной безопасности. Позволят выявить, в каких сферах нарушения и каким рискам подвергались работники, и уделить этим сферам повышенное внимание. При выявлении факторов риска рассматриваются только те опасности, которые могут привести к получению травм, ухудшению здоровья работников или к смертельному исходу.
При идентификации опасностей составляется реестр опасностей на предприятии.
Примерный вариант реестра опасноcтей скачать здесь.
Данный реестр рекомендуется оформлять как приложение к приказу о создании комиссии и введении положения о управлении профрисками. Работодатель сам устанавливает порядок выявления и идентификации опасностей.