На каждом предприятии или организации должны быть определены опасности и оценены професинальные риски, и проведены мероприятия по управлению профессиональными рисками.
Давайте подробнее разберемся, какие действия необходимо выполнить специалисту по охране труда (СОТ) при работе с данной тематикой.
На предприятии должна быть разработана система управления охраной труда, в которую включено управление профрисками (работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, а оценка рисков – один из основных элементов системы.
Это указано в статьях 209 и 212 ТК и пунктах 29, 33–39 типового положения о СУОТ (далее Положениe), утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н), где дается понятие этого процесса:
«Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков».
Для выявления, идентификации и оценки рисков можно нанять экспертную организацию или провести процедуру оценки рисков силами предприятия.
Если принято решение провести оценку рисков своими силами, можно использовать примерный порядок проведения оценки рисков.
Порядок проведения оценки рисков состоит из трех этапов:
1. Идентификация (выявление) опасностей;
2. Оценка уровней рисков;
3. Разработка мероприятий по снижению либо контролю уровней рисков.
Желательно порядок проведения оценки профрисков прописать в виде отдельного положения в организации.
Примерный вариант положения о управлении профессиональными рисками скачать здесь.
Оценку рисков может проводить специалист по охране труда, но эффективнее создать комиссию (рабочую группу) из пяти–семи человек. В состав комиссии (рабочей группы) можно включить главного инженера (начальника хозяйственного отдела), ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, руководителей структурных подразделений, представителей профсоюза и т. д.
Члены комиссии (рабочей группы) не обязаны иметь специальную подготовку, но должны знать, как выявлять опасности и оценивать риски. Обучить сотрудников проводить оценку рисков можно самостоятельно либо с привлечением внешних организаций.
Примерный образец приказа о создании комиссии ( рабочей группы) по проведению оценки профрисков скачать здесь.
Этим приказом, как правило, регламентируется также введение положения о управлении профрисками.